Строковые константы
Строковая константа представляется последовательностью символов кода ASCII, заключённой в кавычки: "...". Она имеет тип char[].
Примеры:
"This is character string"
"Это строковая константа"
"A" "1234567890" "0" "$"
В конце каждой строки компилятор помещает нулевой символ '\0', отмечающий конец данной строки. Каждая строковая константа, даже если она идентична другой строковой константе, сохраняется в отдельном месте памяти.
Если необходимо ввести в строку символ кавычек ("), то перед ним надо поставить символ обратной косой (\). В строку могут быть введены любые специальные символьные константы, перед которыми стоит символ \.
Символ \ и следующий за ним символ новой строки игнорируется.
Строковые константы размещаются в статической памяти. Вся фраза в кавычках является указателем на место в памяти, где записана строка. Это аналогично использованию имени массива, служащего указателем на расположение массива. Если это действительно так, то как выглядит оператор, который выводит строку?
/* Строки в качестве указателей */
main( )
{
printf("%s, %u, %c\n", "We", "love", *"Pascal");
}
Итак, формат %s выводит строку We. Формат %u выводит целое без знака. Если слово "love" является указателем, то выдается его значение, являющееся адресом первого символа строки. Наконец, *"Pascal" должно выдать значение, на которое ссылается адрес, т.е. первый символ строки "Pascal".
Вот что выдаст наша программа:
We, 34, P Массивы символьных строк и их инициализация
При определении массива символьных строк необходимо сообщить компилятору требуемый размер памяти. Один из способов сделать это - инициализировать массив при помощи строковой константы. Например, оператор
char m1[ ]="Только ограничьтесь одной строкой.";
инициализировал внешний по умолчанию массив m1 для указанной строки. Этот вид инициализации является краткой формой стандартной инициализации массива
char m1[ ]={
'T','o','л','ь','k','o','
','o','г'','p','a','н','и','ч','ь','т','e','c','ь','
',o','д','н','o','й','
','c','т','p','o','k','o','й','.','\0'
}
Без символа 0 мы имеем массив символов, а не строку. Для той и другой формы компилятор подсчитывает символы и таким образом получает размер памяти. Как и для других массивов, имя m1 является указателем на первый элемент массива:
m1 == &m1[0], *m1 == 'T', и *(m1+1) == m1[1] == 'o'
и т.д.
Действительно, мы можем использовать указатель для создания строки. Например:
char *m3="\n Символьная строка.";
Это почти то же самое, что и
static char m3[ ]="\n Символьная строка.";
Оба описания говорят об одном: m3 является указателем строки со словами "Символьная строка". В том и другом случае сама строка определяет размер памяти, необходимой для ее размещения. Однако вид их не идентичен.
Массив и указатель: различия
В нижеследующем тексте мы обсудим различия в использовании описаний этих двух видов:
static char heart[ ] = "Я люблю язык Cи!";
char *head = "Я люблю язык Pascal!";
Основное отличие состоит в том, что указатель heart является константой, в то время как указатель head - переменной. Посмотрим, что на самом деле дает эта разница.
Во-первых, и в том и в другом случае можно использовать операцию сложения с указателем:
for(i=0;i<7;i++)
putchar(* (heart+i));
putchar('\n');
for(i=0;i<7;i++)
putchar(* (head+i));
putchar('\n');
В результате получаем
Я люблю
Я люблю
Но операцию увеличения можно использовать только с указателем:
while ((*head) != '\0') /* останов в конце строки */
putchar(*(head++)); /* печать символа и перемещение указателя */
В результате получаем:
Я люблю язык Pascal!
Предположим, мы хотим изменить head на heart. Можно так:
head=heart; /* теперь head указывает на массив
heart */
но теперь можно и так
heart = head; /* запрещенная конструкция */
Ситуация аналогична x = 5 или 5 = x. Левая часть оператора присваивания должна быть именем переменной. В данном случае head = heart, не уничтожит строку про язык Cи, а только изменит адрес , записанный в head.
Вот каким путем можно изменить обращение к head и проникнуть в сам массив:
heart[13] = 'C';
или
*(heart+8)='C';
Переменными являются элементы массива, но не имя!
Указатели и строки
Большинство операций языка Си, имеющих дело со строками, работают с указателями. Рассмотрим, например, приведенную ниже бесполезную, но поучительную программу:
/* Указатели и строки */
#define PX(X) printf("X = %s;значение = %u; &X = %u\n",X,X,&X)
main( )
{
static char *mesg = "Сообщение";
static char *copy;
copy = mesg;
printf("%s\n",copy);
PX(mesg);
PX(copy);
}
Мы можем подумать, что эта программа копирует строку "Сообщение", и при беглом взгляде на вывод может показаться правильным это предположение:
Сообщение
Ввод-вывод строк
fgets - прочитать строку из выходного потока, включая символ новой строки.
Определение: char *fgets (s, n, stream)
char *s;
int n;
FILE *stream;
gets - прочитать строку из стандартного файла ввода stdin.
Определение: char *gets (s)
char *s;
fputs - записать строку в поток stream.
Определение: int fputs (s, stream)
char *s;
FILE *stream;
puts - записать строку в стандартный файл вывода stdout. В конце строк записывается символ новой строки.
Определение:
int puts (s)
char *s;
Обработка строк
Для выполнения описанных в этом подразделе функций необходимо включить в программу файл string.h командой
#include<string.h>
strcat - сцепить две строки.
Определение: char *strcat(s1,s2)
char *s1, *s2;
Пример 1:
/* сцепить две строки */
/* в головном файле conio.h содержится функция очистки экрана clrscr( ) */
#include <string.h>
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
int main(void)
{ clrscr();
char destination[25];
char *blank = " ", *c = "C++", *turbo = "Turbo";
strcpy(destination, turbo);
strcat(destination, blank);
strcat(destination, c);
printf("%s\n", destination);
getch();
return 0;
}
strncat - сцепить две строки, причем из второй строки копировать не более n символов.
Определение: char *strncat(s1,s2,n)
char *s1, *s2;
int n;
Пример 2:
/* cцепить две строки, причем из второй строки
копировать не более n символов */
#include <string.h>
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
int main(void)
{
clrscr();
char destination[25];
char *source = "structured ";
strcpy(destination, "programming");
strncat(destination, source, 11);
printf("%s\n", destination);
getch();
return 0;
}
strcmp - сравнить две строки в лексикографическом порядке.
Определение: int strcmp(s1,s2)
char *s1, *s2;
Пример 3:
#include <string.h>
#include <stdio.h>
#include <conio.h>
int main(void)
{
char *buf1 = "aaa", *buf2 = "bbb", *buf3 = "ccc";
int ptr;
clrscr();
ptr = strcmp(buf2, buf1);
if (ptr > 0)
printf("buffer 2 is greater than buffer 1\n");
else
printf("buffer 2 is less than buffer 1\n");
ptr = strcmp(buf2, buf3);
if (ptr > 0)
printf("buffer 2 is greater than buffer 3\n");
else
printf("buffer 2 is less than buffer 3\n");
getch();
return 0;
}